В Усть-Каменогорске работает уникальный дом-музей, который объединяет историю, этнографию и искусство разных эпох. Его создатель - пенсионер-лётчик, который нашел свое призвание в ремесле: он начал вырезать скульптуры из дерева, и со временем его увлечение выросло в полноценный музей. Большинство экспонатов посвящены великим казахским ханам и батырам.
Открывая двери музея, вы словно оказываетесь в совершенно другом мире: скульптуры из дерева, будто бы оживают на глазах – настолько ювелирно выполнена каждая их деталь. В самом центре просторного зала стоит скульптура Чингисхана, который готовится к военному походу. Куда не кинешь взгляд – причудливые образы складываются в удивительные композиции, от которых восхищенным посетителям невозможно оторваться. И все это создано золотыми руками Юрия Костанянца, который увлекся ремеслом с 1974 года.
Юрий Костанянц, мастер декоративно-прикладного искусства:
Данная композиция - это «Тамерлан». Один из пяти великих завоевателей мира. Решили отобразить его в следующем варианте. Ну, поскольку и так много нас, кто на коне, решили его сделать такой, как он находится в своей столице, Самарканде. Зовут его Амир Тимур. Хромой Тимур. Такая же подушечка там в монументе. Если Чингисхан - это царь, а царь - это лев, Тамерлан - император. Император - это тигр. Читал про него. Очень жестокий. Эту работу мы делали вдвоем, не считая третьего, где-то примерно месяцев 5-6. Вообще-то у нас 6 проектов, история Казахстана, средневековая Азия, история России, ВОВ, мир животных, Адам и Ева. Все проекты шли параллельно.
В уникальном музее звучит завораживающая музыка, пробуждающая воображение посетителей, - атмосфера волшебства царит повсюду и помогает гостям полностью насладиться красотой искусства.
Рая Сарсенбаева, посетительница дома-музея:
Все казахские ханы, бии и батыры - все здесь, они будто живые. Смотрю и не могу скрыть своего восхищения. Глаза животных словно светятся, а у некоторых будто бы катятся слёзы. Смотря на это произведение искусства у меня самой тоже навернулись слёзы.
Юрий Костанянц, мастер:
Сейчас работа у нас идет над последним ханом казахской истории - Тауекел хан. Изучив историю, мы приходим к выводу, что он жил на территории современного Узбекистана. Значит тут вариант юрты не проходит, надо делать архитектуру Узбекистана, такие колонны, купола. Значит ставим его перед архитектурой Ташкента на пьедестале и вокруг него будут вот такие воины. Он же все-тки хан.
В настоящее время мастер продолжает работать над такими крупными проектами, как «Великие сыновья Великой Степи», «История Казахстана», «История России», «Средневековая Азия», и планирует вывезти свои работы на выставки за рубеж.