В областной библиотеке имени Пушкина прошел конкурс «Дәуірдің дара жұлдызы», организованный управлением культуры Восточно-Казахстанской области и приуроченный к 150-летию Ахмета Байтурсынова — знаковой личности для истории Казахстана и великого реформатора казахского языка. О том, насколько важно созданное им наследие на сегодняшний день — в сюжете моих коллег.
Красота слова — ее может почувствовать лишь тот, кто сам владеет словом в полной мере. И речь не только о поэзии. Лингвистика, как наука, не менее увлекательна. Фонетика, орфоэпия, изучение природы возникновения каждого слова, его состава, конструкции, звучания — это своего рода признание в любви своему языку. Пытливый исследователь, новатор, человек-эпоха Ахмет Байтурсынов подарил нам эти уникальные ценности, вдохнул в язык Абая новую жизнь, и его наследие не теряет актуальности по сей день. Об этом свидетельствуют методики изучения государственного языка, сформированные на основе его трудов, а учителя-языковеды, и в 2022 году признают величие Учителя нации, как называли Ахмета Байтурсынова, поскольку он безусловно был первым в своем роде исследователем казахского языка. Педагоги, следуя по стопам Байтурсынова, перенимают его гениальные новаторские идеи и стараются применить их сегодня, уже работая с новым поколением казахстанцев. Об этом говорили участники уникального конкурса, который был организован управлением культуры Восточно-Казахстанской области. И именно поэтому в конкурсе участвовали преподватели центров обучения языкам из всех городов и районов нашего региона.
Конкурс — это не только способ выявить лучших в своем деле, но и вернуться к мыслям непревзойденного ученого и поэта Ахмета Байтурсынова. В год его 150-летия в Казахстане проходит множество мероприятий, посвященных Учителю Нации. Его пример и сегодня вдохновляет молодых людей стать последователями знаковой личности, посвятить жизнь служению науке и искусству, развитию самого сокровенного, что есть у нации — родного языка.
Компетентные члены жюри конкурса оценивали, насколько участники владеют сокровенным знанием слова, насколько творчески они могут подойти к выполнению заданий, ведь не секрет, что преподаватель (а в особенности преподаватель языка) должен уметь мастерски донести информацию до аудитории. Ведь языковые школы посещают люди самого разного возраста, и к каждой группе нужен индивидуальный подход. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель был и умелым оратором, и талантливым языковедом, и даже немного психологом. Участники старались продемонстрировать все свои таланты. На первом этапе конкурса они цитировали произведения Байтурсынова — здесь важным было и то, какой отрывок выберет конкурсант, какие сокровенные мысли в нем заложены. Не менее важным было и то, владеют ли преподаватели актерским мастерством.
Второй этап — не менее интересный в творческом плане — это демонстрация мастер-класса с использованием методик и идей Байтурсынова. Здесь учителям предстояло раскрыть весь свой потенциал и профессионализм, а кому-то — и перенять у коллег бесценный опыт, ведь во время таких конкурсов участники могут почерпнуть много полезной информации для своей работы. Преподаватели отметили, что изучение опыта Ахмета Байтурсынова — это незаменимый инструмент в работе лингвиста, ведь созданный им уникальный научный подход к изучению казахского языка является каноничным, и уже на его основе рождаются последующие методики, в которых используются современные научные инструменты.
Третий этап конкурса — это демонстрация знаний о биографии и творчестве Байтурсынова. В ходе викторины участникам предстояло ответить на вопросы. По итогам конкурса победители получили специальные дипломы от управления культуры Восточно-Казахстанской области и ценные призы. Гран-при завоевала преподаватель языкового центра Глубоковского района, первое место досталось участнику из Уланского района, второе — у центра языков района Алтай, и на третьем оказалась участница из Шемонаихинского района.